КОГДА И КАК начать учить английский или САМЫЙ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПЕРИОД |
Информация - Статьи |
КОГДА И КАК начать учить английский или САМЫЙ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПЕРИОД
Вопросы, связанные с обучением иностранному языку дошкольников, являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку раннее детство рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком. Но, показывает практика, процесс обучения иностранному языку дошкольников не приносит ожидаемых должных результатов! Дети, оказывается, не могут пользоваться иностранным языком как средством общения. Они владеют определенным традиционным запасом слов: слова приветствия, основные цвета, счет до 10, основные животные и пр. Но это лишь набор слов, а не связная речь на английском. Дело в том, что в большинстве случаев при обучении практическая цель, т.е. приобретение определенных коммуникативных навыков и умений, всегда выдвигалась в качестве ведущей. Тогда как на ранней ступени иностранный язык призван и должен решить более важную цель, чем только приобретение определенных практических навыков. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. Занятие должно рассматриваться не в форме урока (в традиционном его понимании), а как организация совместного дела (т.е. именно занятие) с детьми, разнообразные формы работы, в процессе которых язык органично встраивается в деятельность и сопровождает ее естественным образом. Важно создать условия, в которых ребенок чувствует себя раскованным и свободным, испытывает положительные эмоции. Поскольку ребенок не может успешно развиваться без того, чтобы все свои мысли, знания и умения воплощать в различных типах деятельности, то в практике обучения необходимо гораздо шире использовать возможности изобразительной, музыкальной, танцевальной и другой деятельности и максимально использовать возможности интегративного обучения. Действуя подобным образом, мы стимулируем ребенка незаметно для себя не только усваивать большое количество лексического и грамматического материала, но и развивать лингвистические способности и психические функции, необходимые для овладения иностранным языком. Сочетание иностранного языка с изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) обладает огромным потенциалом, поскольку позволяет сочетать иностранный язык с предметной деятельностью, в ходе чего происходит общение на языке через предметную деятельность, а также развитие художественных способностей через средства иностранного языка. Немаловажную роль в решении задач обучения иностранному языку в раннем возрасте играет использование аутентичных образцов музыкального, в частности песенного творчества на уроках. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала. Интегративные связи представляют собой опору для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений, а также позволяет обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт, обеспечивая полноту знания. Такие знания носят не только более фундаментальный, но и развивающий характер, что делает интегративное обучение особенно ценным на ранней ступени. Для ребенка важно, что «приносит» язык с собой, поэтому содержательные аспекты обучения (о чем говорить, что слушать, что делать, в том числе и с помощью языка) являются приоритетными, при этом обучение должно затрагивать интересы дошкольников и отвечать их потребностям в общении и познании. В дошкольном возрасте возникают специфические трудности усвоения второго языка. В первую очередь это связано с отсутствием действительных и актуальных мотивов овладения вторым языком. Формирование таких мотивов затрудняется в связи с тем, что естественная языковая среда с достаточной силой стимулирует процессы овладения родным языком. Овладение иностранным языком остается недостаточно мотивированным видом познавательной деятельности. Цели, которые ставят перед ребенком взрослые, для него слишком абстрактны, поэтому все обучение вынужденно строится как удовлетворение познавательных, игровых, личностных, психофизиологических потребностей и возможностей ребенка. Учитывая это, необходимо активно использовать в качестве методического приема игру, позволяющую создать ситуацию, в которой ребенок не может «отмолчаться». Это мимические игры, пальчиковые, игры типа лото, домино, складывающиеся картинки, подвижные игры, в которых также может отрабатываться языковой материал и т.д. Необходимо помнить, что в зависимости от вовлеченности в процесс, доступных способов восприятия и действий зависит количество запоминаемой информации.
Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, на развитие его речевой культуры, расширение кругозора. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а приобретенная языковая база впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи, возникающей у некоторых учеников. Таким образом, формируется основа для изучения языка в школе на более высоком уровне. Будет благоразумнее, если на начальном этапе обучение будет происходить только устным видам речевой деятельности, т.е. говорению и аудированию. Обучение письменным видам речи следует начинать только после того, как они в удовлетворительном объеме усвоены в родном языке.
Очень важный аспект в обучении иностранному языку в раннем возрасте – профессиональный высококвалифицированный специалист – думающий педагог, который способен работать именно с детьми раннего возраста.
Известный русский психолог Лев Семенович Выготский: «Если мы делаем что-либо с радостью, …мы и впредь будем стремиться делать то же самое. Если мы делаем что-либо с отвращением, это означает, что мы будем всячески стремиться к прекращению этих занятий». Только опытный грамотный педагог способен привить любовь к иностранному языку, сформировать мотивацию для познания языка, создать уникальные интегративные условия в студии английского языка. С таким педагогом всегда интересно, всегда познавательно и всегда результативно заниматься иностранным языком. В студии английского языка, где «все на английском» (или другом любом изучаемом языке): общаются, играют, поют, танцуют, лепят, музицируют, разыгрывают мини-спектакли, где дети постоянно заняты практической деятельностью - всегда будет положительный результат изучения иностранного языка. Поэтому при обучении иностранному языку детей младшего возраста педагоги студии английского языка в детском клубе «Ладушки» стремятся, в первую очередь, вызвать и развить их интерес к предмету и сделать каждое занятие полезным, насыщенным и результативным.
|