КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА В ПОМОЩЬ МАМЕ Будем говорить правильно! |
Информация - Статьи |
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА В ПОМОЩЬ МАМЕ Будем говорить правильно! Примерные сроки усвоения звуков речи
Звукопроизношение в 1 - 2 года - гласные: а, и, у - согласные: б, п, д, т, г, к,м _________________________________________________________________________________________ Звукопроизношение в 2 – 3 года -гласные: ы, э (могут заменять наи); -согласные: в, вь, ф, фь, д, дь, т, ть, г, гь, к, кь, х, хь, нь, й _________________________________________________________________________________________ Почему чаще всего сначала появляются мягкие варианты согласных (например, не «т» , а «ть»)? Потому что их артикуляция более простая. Некоторое время ребёнок может произносить средний вариант звука между одним и другим (например, что-то среднее между «н» и «г»). Это физиологическая норма. Но! Помните! Взрослый должен обязательно показывать ребёнку правильную артикуляцию. Не сюсюкайте с ребёнком! До пяти лет постановка звуков происходит по звукоподражанию. Для развития речимало слышать хорошую речь. Важно, чтобы ребенок сам активно пользоваться речью, связывал ее с выполнением тех или иных действий в игре. · Во время игр с ребёнком озвучивайте не только предметы, но и их действия с помощью звуков. Сочиняйте на ходу! (Вот едет машина и гудит («ж-ж-ж-зафиксируйте в этот момент внимание ребёнка на своих губах). Колесо попало в ямку, машина застряла и зарычала («ф-ф-ф» - с силой дуем в губы)… Змея шипит («ш-ш-ш»), комар звенит («з-з-з»), пчелка летит и жужжит («ж-ж-ж»), насос свистит («с-с-с»), ветер воет, нас догонит («у-у-у»), кукла плачет («а-а-а»), волк воет («у-у-у»), заблудились мы в лесу («ау-ау-ау») и т.д.) · Все свои действия сопровождайте активной речью. Рассказывайте малышу, что и как вы делаете. (Будем мы шагать: «топ--топ». Будем хлопать мы: хлоп-хлоп. Будем кушать мы: «ам-ам». Будем прятаться: «ку-ку». Будем мы искать: «ау-ау»... ) · Старайтесь покупать звучащие игрушки (утка крякает, собачка лает, машина гудит) и музыкальные (кукла песенку поет). · Активно слушайте вместе с малышом детские песенки, напевайте сами, как можно чаще разговаривайте звукоподражанием. · На развитие речи очень хорошо влияет слушание аудиозаписей сказок и стихов (ребёнок может заниматься своими делами и параллельно слушать запись). Это гораздо эффективнее для развития речи, чем просмотр мультфильмов. Главное, чтобы аудиозапись была достойного качества.
_________________________________________________________________________________________ Звукопроизношение к 3 – 3,5 годам - согласные: с, сь, з, зь, ц _________________________________________________________________________________________ Звукопроизношение к 4 – 4,5 годам - согласные: ж, ш, щ, ч
Если в 3-4 года звуки с, з, ц заменяются на сь, зь, ть, т. Это физиологическая норма. Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки. Звуки л, р либо пропускаются, либо заменяются на ль, й. _________________________________________________________________________________________ Звукопроизношение к 4,5 – 5 годам - практически все звуки речи произносятся правильно Исключения: -звуки ч, ц могут пропускаться или заменяться на ть, с, щ; -могут отсутствовать звуки р, л или заменяться на й, рь, ль. Требование взрослых произнести звук «р» без показа правильной артикуляции(скажи «рыба») приводит к появлению искаженного звука: «р» горлового, боковых шипящих и других. _________________________________________________________________________________________ Звукопроизношение к 5,5 – 6 годам - звукопроизношение должно быть в норме! _________________________________________________________________________________________
В период от 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае, потому что: · в этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки; нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии; · нарушены могут быть и другие категории речи: фонематический слух, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Любое отклонение в речи ребёнка не стоит оставлять без внимания. Лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.
3 года наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения
Если Ваш ребёнок не говорит к трем годам, не строит фразу – обязательно обратитесь к логопеду.
4 года речевое развитие ребенка К четырем годам ребёнок должен уметь:
5 лет речевое развитие ребенка
|